Главная » Нормативные документы и правовая информация » Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»

Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» - Страница 4

Опубликовано 15.02.2012 в разделе Нормативные документы и правовая информация Просмотров страницы: 3 894
Комментариев нет (Прокомментировать)

Педагогическая профилактика как основной структурный
и содержательный компонент системы профилактики

Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является педагогическая профилактика. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на причины и последствия употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально-психологическом явлении, имеющем социокультурные корни. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся: интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися, воспитанниками, разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей)). Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Первичная и базовая подготовка специалистов образовательной сферы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью должна обеспечивать достоверную и разноплановую информацию о концептуальных и методических основах ведения профилактической работы (информационный модуль); включать интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи (интерактивный модуль обучающих и тренинговых программ) и технологии проектной деятельности при разработке региональных и авторских программ профилактики (проектный модуль). Такая структура подготовки специалистов направлена на окончательный отказ от сохранившегося до настоящего времени в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью информационно-образовательного подхода, имеющего низкую эффективность. Выделенные формы подготовки должны осуществляться в рамках профессионального (средние и высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для образовательных учреждений) и послевузовского профессионального образования (система повышения квалификации и переподготовки работников образования).

Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи – образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.

Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ
в образовательной среде

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:

диагностики – определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

отбора – выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;

коррекции – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

прогноза – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.

При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям Концепции, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер.

При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.

 

« ПредыдущаяСледующая »
Рекомендуем еще почитать:
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Нормативные документы и правовая информация
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
Указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20.01.2010 «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан»
Нормативные документы и правовая информация
Указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20.01.2010 «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан»
Указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20.01.2010 "О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан"
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
Нормативные документы и правовая информация
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 "Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей"
Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
Нормативные документы и правовая информация
Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"

Есть мнение? Пожалуйста выскажитесь:

Отменить ответ

* - поля, обязательные для заполнения.

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.

 

Наверх
Разделы и страницы сайта
  • Безопасность малыша
  • Безопасность в школе
    • Руководителям школы и педагогам
    • Родителям
  • Безопасность детей на природе
  • Обучение детей безопасному поведению
  • Оказание первой помощи
  • Общество, семья и дети
  • Проблемы с детьми
  • Методические материалы
  • Полезное ВИДЕО
  • Мультфильмы по БЕЗОПАСНОСТИ
  • Нормативные документы и правовая информация
  • Тесты для детей и родителей
    • Тесты для родителей
    • Универсальные тесты
  • Детский зодиакальный гороскоп
  • Фото детей
  • Рекомендуемые ресурсы и друзья сайта
  • Обратная связь
Помоги детям!
Дети Земли

Самые свежие материалы раздела

  • Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому": (См. полную версию сайта) Зарегистрировано в Минюсте России 20 июля 2016 г....
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 N 22 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2842-11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."): (См. полную версию сайта) Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2011 г. N ...
  • Примерные правила по безопасности и охране труда в оздоровительных лагерях: ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИМЕ...
  • Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 "Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей": МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИN НТ-664/08 ПРОФСОЮЗ Р...
  • Вопросы и ответы о том, как вывезти ребенка из России (разъяснения Пограничной службы ФСБ России): Какой порядок выезда из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российск...

Метки материалов сайта

Безопасность в школе Безопасность малыша Безопасность школьника В детском саду В походе В путешествие с ребенком Выпускные экзамены Высокая температура Дети и Интернет Дети и общество Дома ЕГЭ Здоровье ребенка Зимой Игрушки Идем в школу Летом Методические материалы На пляже На природе На улице Нормативные документы и правовая информация Обучение навыкам безопасности Ожоги Оказание первой помощи Питание ребенка Права ребенка Проблемы с детьми Родителям Руководителям школы и педагогам Суицид Тесты Укусы насекомых
Происшествия
Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Подписка RSS
Публикации

Комментарии
Обратная связь
 
  •  

     

     

    Узнайте первыми о новых публикациях, подписавшись на RSS!



    Подписчиков:
  • Самые свежие публикации:

    • Как правильно и когда учить малыша пользоваться ножницами: То, что ножницы, в неумелых руках малыша оп...
    • Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому": (См. полную версию сайта) Зарегистрирова...
    • Примерный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасность проведения Дня знаний: Памятка руководителю образовательного учрежде...
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 N 22 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2842-11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."): (См. полную версию сайта) Зарегистрирова...
    • Примерные правила по безопасности и охране труда в оздоровительных лагерях: ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
    • Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 "Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей": МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСК...
    • Анорексия и булимия у детей и подростков: Необходимо помнить, что расстройства, связа...
  • Рекомендуйте нас:

    Если Вам понравились материалы сайта - рекомендуйте его своим друзьям, близким и знакомым.

    Вы также можете оставить свою запись в Гостевой книге.

    Если у Вас есть свой сайт, Вы можете разместить на нем текстовую ссылку, нашу кнопку или баннер.
    Заранее спасибо!

    Вид ссылки:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код ссылки:

    Кнопка 88х31:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код кнопки 88х31:

  • Наши баннеры:

    Баннер 88х88:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код баннера 88х88:


    Баннер 200х90:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код баннера 200х90:

Безопасность детей
Безопасность детей
Безопасность детей
Безопасность детей
Обеспечение безопасности ребенка – это задача, не менее злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда беда уже случилась и изменить ничего нельзя.
  • Главная
  • Карта сайта
  • Фото детей
  • Оставить свой отзыв!
Навигация по сайту
  • Главная
  • Карта сайта
  • Безопасность малыша
  • Безопасность в школе
  • Безопасность детей на природе
  • Обучение детей безопасному поведению
  • Оказание первой помощи
  • Общество, семья и дети
  • Проблемы с детьми
  • Методические материалы
  • Полезное ВИДЕО
  • Мультфильмы по БЕЗОПАСНОСТИ
  • Нормативные документы и правовая информация
  • Тесты для детей и родителей
  • Детский зодиакальный гороскоп
  • Фото детей
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
Яндекс цитирования
2010-2021 © «Безопасность детей». Все права защищены.
При перепечатке материалов - активная ссылка на сайт обязательна.