Главная » Нормативные документы и правовая информация » Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»

Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» - Страница 3

Опубликовано 15.02.2012 в разделе Нормативные документы и правовая информация Просмотров страницы: 4 392
Комментариев нет (Прокомментировать)

Структура организации профилактической деятельности
в образовательной среде

Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются образовательные учреждения.

В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры, сфера задач которых связана с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

В качестве полноценного субъекта профилактики включаются общественные объединения и организации («Родители против алкоголя и наркотиков», антиалкогольные и антинаркотические детско-молодежные движения волонтеров, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и др.).

Привлечение и координация всех субъектов профилактики ПАВ в образовательной среде (системы здравоохранения, правопорядка, культуры, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций и др.) осуществляется координирующим органом на региональном уровне (антинаркотическими комиссиями).

Взаимодействие между субъектами профилактики для решения общих задач предупреждения употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками выстраивается на основе следующих условий: разделения сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации), взаимодополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы).

Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на следующих уровнях.

Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном образовании.

Второй уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики.

Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления – первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ – система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.

Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу общеобразовательных учреждений. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.

Технологии профилактики употребления ПАВ
в образовательной среде

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий – социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

Информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.

Важное значение в этом контексте приобретает развитие системы специальной подготовки педагогических кадров, позволяющей освоить педагогам, воспитателям, социальным работникам методы педагогических технологий для решения конкретных задач профилактики.

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в образовательной среде также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.

Видами консультирования являются: консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ; мотивационное консультирование; консультирование при выявленных проблемах зависимости; групповой профилактический и/или психокоррекционный тренинг.

Одной из профилактических технологий является использование диагностического тестирования, в том числе в рамках регулярных медицинских осмотров, на употребление ПАВ обучающимися, воспитанниками. Следует отметить важность легитимного использования этого метода (на основании добровольного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и в сопровождении психологического консультирования с целью оказания квалифицированной профессиональной психологической помощи).

Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования.

 

« ПредыдущаяСледующая »
Рекомендуем еще почитать:
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Нормативные документы и правовая информация
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
Указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20.01.2010 «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан»
Нормативные документы и правовая информация
Указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20.01.2010 «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан»
Указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20.01.2010 "О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан"
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
Нормативные документы и правовая информация
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 "Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей"
Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
Нормативные документы и правовая информация
Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"

Есть мнение? Пожалуйста выскажитесь:

Отменить ответ

* - поля, обязательные для заполнения.

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.

 

Наверх
Разделы и страницы сайта
  • Безопасность малыша
  • Безопасность в школе
    • Руководителям школы и педагогам
    • Родителям
  • Безопасность детей на природе
  • Обучение детей безопасному поведению
  • Оказание первой помощи
  • Общество, семья и дети
  • Проблемы с детьми
  • Методические материалы
  • Полезное ВИДЕО
  • Мультфильмы по БЕЗОПАСНОСТИ
  • Нормативные документы и правовая информация
  • Тесты для детей и родителей
    • Тесты для родителей
    • Универсальные тесты
  • Детский зодиакальный гороскоп
  • Фото детей
  • Рекомендуемые ресурсы и друзья сайта
  • Обратная связь
Помоги детям!
Дети Земли

Самые свежие материалы раздела

  • Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому": (См. полную версию сайта) Зарегистрировано в Минюсте России 20 июля 2016 г....
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 N 22 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2842-11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."): (См. полную версию сайта) Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2011 г. N ...
  • Примерные правила по безопасности и охране труда в оздоровительных лагерях: ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИМЕ...
  • Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 "Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей": МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИN НТ-664/08 ПРОФСОЮЗ Р...
  • Вопросы и ответы о том, как вывезти ребенка из России (разъяснения Пограничной службы ФСБ России): Какой порядок выезда из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российск...

Метки материалов сайта

Безопасность в школе Безопасность малыша Безопасность школьника В детском саду В походе В путешествие с ребенком Выпускные экзамены Высокая температура Дети и Интернет Дети и общество Дома ЕГЭ Здоровье ребенка Зимой Игрушки Идем в школу Летом Методические материалы На пляже На природе На улице Нормативные документы и правовая информация Обучение навыкам безопасности Ожоги Оказание первой помощи Питание ребенка Права ребенка Проблемы с детьми Родителям Руководителям школы и педагогам Суицид Тесты Укусы насекомых
Происшествия
Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Подписка RSS
Публикации

Комментарии
Обратная связь
 
  •  

     

     

    Узнайте первыми о новых публикациях, подписавшись на RSS!



    Подписчиков:
  • Самые свежие публикации:

    • Как правильно и когда учить малыша пользоваться ножницами: То, что ножницы, в неумелых руках малыша оп...
    • Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому": (См. полную версию сайта) Зарегистрирова...
    • Примерный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасность проведения Дня знаний: Памятка руководителю образовательного учрежде...
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 N 22 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2842-11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."): (См. полную версию сайта) Зарегистрирова...
    • Примерные правила по безопасности и охране труда в оздоровительных лагерях: ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
    • Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 "Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей": МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСК...
    • Анорексия и булимия у детей и подростков: Необходимо помнить, что расстройства, связа...
  • Рекомендуйте нас:

    Если Вам понравились материалы сайта - рекомендуйте его своим друзьям, близким и знакомым.

    Вы также можете оставить свою запись в Гостевой книге.

    Если у Вас есть свой сайт, Вы можете разместить на нем текстовую ссылку, нашу кнопку или баннер.
    Заранее спасибо!

    Вид ссылки:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код ссылки:

    Кнопка 88х31:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код кнопки 88х31:

  • Наши баннеры:

    Баннер 88х88:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код баннера 88х88:


    Баннер 200х90:

    Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    Код баннера 200х90:

Безопасность детей
Безопасность детей
Безопасность детей
Безопасность детей
Обеспечение безопасности ребенка – это задача, не менее злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда беда уже случилась и изменить ничего нельзя.
  • Главная
  • Карта сайта
  • Фото детей
  • Оставить свой отзыв!
Навигация по сайту
  • Главная
  • Карта сайта
  • Безопасность малыша
  • Безопасность в школе
  • Безопасность детей на природе
  • Обучение детей безопасному поведению
  • Оказание первой помощи
  • Общество, семья и дети
  • Проблемы с детьми
  • Методические материалы
  • Полезное ВИДЕО
  • Мультфильмы по БЕЗОПАСНОСТИ
  • Нормативные документы и правовая информация
  • Тесты для детей и родителей
  • Детский зодиакальный гороскоп
  • Фото детей
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
Яндекс цитирования
2010-2023 © «Безопасность детей». Все права защищены.
При перепечатке материалов - активная ссылка на сайт обязательна.