Прости, молодость! - Страница 3
Комментариев нет (Прокомментировать)
Перед завтраком перекур у корпуса. Запрещать детям курить здесь когда-то пытались, но это оказалось, разумеется, делом бессмысленным. Затем отряд марширует в столовую. Перемещение по территории колонии исключительно строем – пожалуй, единственный очевидный пережиток жесткого прошлого. Это тоже пытались изменить, но, как говорит капитан Грищенко, пришли к выводу, что заключенные, передвигающиеся неорганизованной толпой, слишком сильно напоминают стадо баранов. «Свободного передвижения», то есть вне группы, здесь в отличие от взрослых зон нет. Соответственно практически нет и контрабанды – «перекидов» наркотиков, алкоголя, денег.
Столовая – сооружение грандиозное, напоминающее ангар. Стены вкривь и вкось выложены сине-зеленым кафелем, под высоченными сводами парят кони с кудрявыми гривами и такая же гривастая дева, сообщающая, что «Хлеб наше богатство, его береги». Богатство разложено на столах толстыми кусками с гигантскими шматами масла. На стене меню: «Каша ячневая с маслом. Хлеб. Чай».
«Я думаю, не в каждом детском саду города Мариинска так кормят», – предполагает капитан Грищенко, у которого дочь детсадовского возраста. Бедный город Мариинск, бедные дети. При том, что воняет эта каша невыносимо, заверения администрации колонии, что «калорийность пищи соблюдается», видимо, соответствуют действительности (обязательная норма в детской колонии – 3500 килокалорий в день). Главное – воспитанники вполне упитанные. По сведениям медсанчасти, в 1995-1997 годах около ста человек – почти треть населения колонии – страдали десятипроцентным дефицитом веса. Теперь исхудавшим или «группе риска» прописывают усиленное питание и их освобождают от тяжелой работы. Таких в колонии только 14 человек. «Раньше из СИЗО приходили с дефицитом веса, – говорит начальник медсанчасти подполковник Сергей Баев. – Теперь их обязали, и они задерживают, пока не исправят». Оригинальный, конечно, подход к лечению: задержать человека в СИЗО.
После молниеносного завтрака перекур, затем построение всей колонии на плацу. Затем дети маршируют на учебу – в школу, в ПТУ или на работу – в основном на швейную фабрику, хотя кое-кто отправляется на лесопилку или строительные работы. Во вторую смену группы работающих и учащихся меняются местами. Особо ценные кадры, правда, освобождаются: идут репетиции, подготовка к соревнованиям команд КВН «колоний Мариинского куста». Следующая встреча планируется в 35-й, женской, колонии, что для малолеток всегда праздник: у многих там матери.
Перевоспитание
Хорошо, что во время репетиции подростки бегают по сцене, как сумасшедшие: иначе в помещении клуба не согреться. Хореография на уровне начальных классов: бритоголовые подростки берут друг друга под руку и скачут вокруг сцены, затем останавливаются и изображают, попарно, вампиров. Голос за сценой объявляет: «Вирусу КВН подверглась и Мариинская воспитательная колония!»
Гвоздь программы – выступление восемнадцатилетнего Александра Маслова (три с половиной года за угон «пятерки» – с друзьями по пьяни). Он певец, музыкант и звезда колонии. Артем Грищенко возил его с выступлениями по пионерлагерям и клубам округи. Ему разрешено не работать и даже не брить голову. У него действительно сильный голос и обаятельная, задорно-романтическая манера петь. Он исполняет «Как упоительны в России вечера» и «Тополиный пух». Второстепенные кавеэнщики стоят, наполовину спрятавшись за зелеными бархатными портьерами, опустив бритые головы и тщательно отбивая ритм ногами в войлочных сапогах типа «прощай, молодость».
В заключение Александр исполняет песню собственного сочинения:
Говорят, всегда кто ищет, тот найдет.
Вперед!
Дома у себя полярник ищет лед -
найдет,
Прокуроры ищут санкцию,
репортеры ждут сенсацию,
А нас никто нигде не ждет.
Кто-то жаждет увлечения,
а мы ищем приключения,
А тот, кто ищет, тот найдет.
Маслов – последняя надежда капитана Грищенко. Несколько лет назад капитан создал в колонии вокально-инструментальный ансамбль, и, как он выражается, «его состав не обновляется». Артем Сергеевич сетует на все более низкий уровень развития поступающих в колонию детей: «Талантов нет». Все больше детей, не умеющих ни читать, ни писать. Все больше ребят с солидным стажем употребления тяжелых наркотиков. Но на что еще, кроме самодеятельности, можно попытаться переориентировать малолетних преступников, капитан не знает. А кто знает?
На уроке литературы Галина Максимовна пытается призвать ребят подновить пьесу «На дне», приспособить ее для сегодняшнего дня.
- Какие бы предложения вы внесли? – спрашивает учительница.
- Поздно теперь чего-нибудь исправлять, – отвечает пухлый блондин.
- Чтоб рабочих больше было. Рабочих сил, а не бомжей.
- Раньше ведь был настрой за революцию. А теперь народ надо настроить против наркотиков, – говорит мальчик ломающимся голосом.
- Цыганей просто гонять! – предлагает другой мальчик.
- Больше санаториев создать.
На задней стене классной комнаты привычные портреты и высказывания. Фадеев о партии. Профиль Крупской, наполовину прикрытый плющом. На боковой стене – стенд, посвященный Солженицыну: аккуратно переписанный от руки текст со множеством орфографических ошибок рассказывает, что писатель тоже сидел. Потом уехал «в Зарубеж».
Все это – примеры для подражания. Но заключенные – за исключением, возможно, только Александра Маслова, рассчитывающего на звездное будущее, – вполне реалистично смотрят на свои перспективы. «Конечно, буду стараться сюда больше не попадать, – говорит семнадцатилетний Дмитрий Ягунов (два с половиной года за кражу мотоцикла). – Но это пока не был в зоне, боишься. А попал – так ничего».
«Из 100 процентов 70-80 здесь будут», – предсказывает осужденный за убийство Александр Прищепин.
«Кроме вас?» – спрашиваю, все же он здесь окончил 11 классов, стал председателем отряда.
«От этого никто не застрахован. Продержусь, может, месяц, два, три».
Маша Гессен
Источник: