Роковой «пустяк» - Страница 2
Комментариев нет (Прокомментировать)
РГ: Как мы видим по статистке, число подростков, решивших наложить на себя руки, почти в 8 раз выше, чем детей. Почему такая разница?
Положий: Молодой человек переживает возрастной кризис, кризис идентичности. Из «скорлупки» ребенка он «выскакивает» во взрослого человека. В это время подросток начинает искать ответы на вечные вопросы: кто я, зачем я, что я могу, на что способен, как ко мне относятся? Они занимают в его сознании много места и очень болезненны. Поиск ответов на них сопровождается самокопанием, недовольством собой и другими. При этом для подростков характерно отношение к смерти как иному способу существования. Они ее романтизируют, при этом смерть допускается «для других» и фактически отрицается для себя. На это накладываются ранимость, хрупкость подростковой психики. Зачастую это приводит к тому, что суицидальный процесс протекает очень быстро и приводит к импульсивному решению наложить на себя руки.
РГ: Какие мотивы могут сыграть роль «фитиля»?
Положий: Во-первых, те же самые семейные, возникшие из-за конфликтов, связанных с деструктивными отношениями в семье, или с патологическими типами воспитания. По статистике, 96 процентов подростков, покончивших с собой, росли в семьях, где имел место тот или иной патологический тип воспитания, а 40 процентов жили в неполных или асоциальных семьях.
Во-вторых, для подростков высокую суицидоопасность несут конфликты со сверстниками. В-третьих, это любовные мотивы, обусловленные «несчастной любовью», сексуальными взаимоотношениями, беременностью, венерическими заболеваниями. Свою лепту вносят и СМИ, которые порой романтически освещают самоубийства подростковых «кумиров». Подростки склонны к образованию авторитетов. Причем авторитетом будет не папа, не мама, не учитель и даже не друг. А, допустим, рок- или поп-звезда. За последние годы вслед за каждым добровольным уходом из жизни такого «кумира» сразу же начинал тянуться шлейф подростковых самоубийств. Причем в отличие от взрослых, для подростков свойственны и групповые суициды. Ведь вместе как-то «интересней» и «не так страшно». Такие индуцированные самоубийства исследователи впервые стали рассматривать после выхода в свет книги Гете «Страдания юного Вертера». Напомню: после ее издания вначале по Германии, а потом и по другим странам Европы прокатилась волна самоубийств, один в один «списанных» с романа. Присущая подросткам подражательность работает, увы, и в этой сфере. Если даже высокохудожественное произведение вызвало такой страшный эффект, что же говорить о публикациях в СМИ, в которых смакуются подробности самоубийств, а порой чувствуется даже внутреннее удовольствие автора от их описаний…
РГ: Свою лепту вносит и Интернет. Есть сайты, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто попытался покончить жизнь самоубийством…
Положий: Что особенно опасно: среди них немало подростков, которые излагают это на языке, близком и понятном их сверстникам. Еще больше сайтов, где расписаны способы ухода из жизни, где договариваются о «последнем шаге».
РГ: Такие сайты, вы считаете, надо отслеживать и закрывать?
Положий: В некоторых странах, например, в Японии на них ставят специальные фильтры. Но все не отфильтруешь. Закройте один сайт, тут же появятся два других. Прежде всего, необходимо формировать у детей психологическую устойчивость, которая помогла бы им справиться с любыми обстоятельствами и искушениями.
РГ: Каким образом?
Положий: Становой хребет личности формируется в первые 5-6 лет. Специалисты это знают. Но это знание в практику не перешло. Каждый родитель должен уяснить: с момента рождения ребенок – личность. Он вырастет самодостаточной, сильной, стрессоустойчивой личностью только в том случае, если его с пеленок уважают и любят. И тогда ни одиночество, ни утрата кого-то из близких, ни несбывшиеся ожидания не сыграют роль топора. Ребенку до трех-четырех лет не нужны никакие коллективы. Его коллектив – это любящие, умные, заботливые родители. Все их улыбки, подмигивания, «гугуканья» имеют колоссальное значение для формирования личности. Ведь даже само появление человека на свет психоаналитики считают первичной родовой психической травмой. Мы покидаем то место, где было тепло, приятно, безопасно. Нас как бы выбрасывают оттуда, предают. А что потом? Сейчас многие бизнес-вумен сбывают ребенка няням. И он теряет родителей, получая очередную травму. В результате он ощущает свою заброшенность: «Я не нужен. Я не достоин любви. Меня нельзя любить». И это дает толчок развитию суицидального поведения. С ребенком надо быть другом, а не только родителем, на протяжении всей жизни. Так быстрее можно заметить и опасные изменения в его поведении. И он быстрее пойдет на контакт, и будет прислушиваться к советам родителей.
Конечно, можно вычленить самый последний шажок перед совершением самоубийства. Но чаще всего это не более чем последняя капля. Суицидальное поведение это процесс, который иногда длится годами. Но его механизм чаще всего закладывается в раннем детстве.
РГ: Заметив какие-либо странности в поведении ребенка (например, он рисует картины черными красками), куда должна обратиться мама – к психологу?
Положий: Как минимум. Но надо помнить: психолог – не врач, и велика вероятность, что он не заметит какие-либо нарушения психического развития, психические расстройства. В детском возрасте их много, а диагностируется – минимум. Особую опасность представляют собой депрессии, которые широко распространены в детском и подростковом возрасте, но практически не выявляются врачами-педиатрами. Любая депрессия – это потенциальное самоубийство! А у нас до сих пор многие мамы воспринимают совет обратиться с ребенком к психиатру как оскорбление: «Да как вы смеете, моего сына – и в «психушку»? Зачастую такой предрассудок приводит к поломанной жизни или к трагедии. Я советую консультироваться и с психологом, и с психиатром.
РГ: Школы уже начали обзаводиться психологами. Но, похоже, вовремя выявлять суицидальные настроения у детей они пока не в состоянии… Может быть, стоит вводить в учебных заведениях особые программы, которые проводили бы специалисты?
Положий: В ряде стран такой опыт есть. Рано или поздно и мы придем к этому, как и к национальной программе по предотвращению суицида. Например, в Германии, Швеции, в которых показатели самоубийств были достаточно высоки, государственные программы начали работать 10-15 лет назад и достаточно эффективно. Отечественная же система суицидологической помощи несовершенна, она осталась на уровне 60-х годов прошлого века. По сей день у нас нет даже специальности врач-суицидолог, не говоря уже о детском суицидологе. Их надо готовить из психиатров, давая им соответствующую фундаментальную подготовку. Особенно, если говорить о детских и подростковых суицидах. По статистике, в этой возрастной группе на одно завершенное самоубийство приходится 100 суицидальных попыток! С ребятами, которые остались в живых, надо прицельно, кропотливо работать, чтобы они второй раз не подошли к роковой черте. Но происходит это далеко не всегда. В одних регионах с ними занимаются психологи, в других – социальные структуры, в штате которых нет ни одного врача. Государство обязано повернуться лицом к этой проблеме.
Следует знать:
Какие изменения в поведении ребенка свидетельствуют о суицидальном риске
• Снижение повседневной активности.
• Резкое сужение круга прежних интересов и увлечений, или их полная утрата.
• Снижение или утрата способности радоваться, получать удовольствия от чего-либо.
• Стойкое снижение настроения.
• Нарушения сна (повышенная сонливость, либо трудное засыпание, ранние пробуждения).
• Снижение объема или уход от контактов с родителями и друзьями.
• Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены.
• Появление несвойственных ранее реакций в виде прогулов школьных занятий, уходов из дома, бродяжничества, употребления алкоголя или наркотиков.
• Резкое увеличение количества времени, проводимого в Интернете. Повышенный интерес к просмотру сайтов, касающихся тем смерти, несчастий, самоубийств.
• Появившееся предпочтение к прослушиванию минорной музыки.
• Появление в разговорах тем бессмысленности жизни, отсутствии перспектив, смерти.
• Прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции.
• Замедленность темпа речи, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность интонаций.