Молодежь и романтика преступного мира
Комментариев нет (Прокомментировать)
Обратить внимание на эту тему, вне всяких сомнений, имеющую колоссальное латентное влияние на формирование молодежной культуры, автора заставил случай: 14-летний соседский мальчишка похвастался ребятам во дворе, что собирает в школе деньги на «грев» братве, сидящей «на зоне».
Эта система добровольных поборов широко распространена во всех странах бывшего СССР. Если верить художественной и документальной литературе, щедро сдобренных устными рассказами сидельцев, «грев» – это средства, собираемые на воле и затем переправляемые по ту сторону колючей проволоки. В идеале эта система работает как отлаженный механизм и, в принципе, ничего криминального в себе не несет. Вереница «смотрящих» (за школой, районом и т.д.) устраивает добровольный ежемесячный сбор средств, чтобы помочь «братве».
Так, к примеру, во многих школах Москвы (другие города, естественно, не исключение) ученики ежемесячно добровольно сдают небольшую сумму на сие благородное дело. Куда в реальности идут собранные деньги, конечно, неясно. Вполне возможно, действительно на нужды «зеков». Ученик исправно помогающий «братве», может рассчитывать на некое покровительство со стороны своих авторитетных сверстников и старших товарищей.
Так ребенок впервые тесно контактирует с преступным миром, знакомится с его «понятиями». По большому счету сборы эти добровольно-принудительные – ведь легче отдать деньги, чем впоследствии, возможно, иметь проблемы, тем более что многие подростки остро нуждаются в «сильной» руке, которая может и наказать, и защитить.
Ничего трагического для ученика в этом отдельно взятом процессе нет. Однако 13 – 16-летний возраст потому и зовется нежным, что в этот период подросток подобен куску глины, из которого формируется характер, психология и иногда жизнь человека.
Подросток из среднестатистической семьи, родители которого не имеют возможности и времени для того чтобы занимать все его свободное время различными кружками, секциями и курсами (а таких подавляющее большинство), рано или поздно оказывается на улице, где он будет вынужден бороться не только за свой авторитет, но и за свое право остаться независимым от многих внешних факторов и явлений. И нужно быть достаточно сильной и независимой личностью, чтобы не попасть под чужое влияние. В большинстве случаев здесь решающую роль играет семья – насколько откровенен ребенок в отношениях со своими родителями, настолько легче корректировать им его жизненный путь. Иначе этот путь вполне может покатиться под горочку.
Певцы несвободы
На улице наших детей окружает обманчивая романтика преступного мира. Это касается фактически всего мира – начиная с отношений между ними и заканчивая музыкой и молодежным сленгом. И все это врывается в жизнь взрослеющего человека, сметая те преграды, которые родители годами выстраивали, воспитывая свое чадо. И вот тут главное для него – правильно переварить информацию, избавившись от всего наносного, сделав при этом правильные выводы.
В последние годы шансон стал одним из самых любимых музыкальных направлений среди молодежи. Диски и кассеты с записями зековских песен расходятся по всем странам бывшего Союза многомиллионными тиражами. Под незамысловатую музыку суровые мужчины и не мене суровые женщины поют тоскливые песни про людей в телогрейках, вертухаев, дубаков, прокурорских дочерей и холодные лагеря. Молодежи нравится запретная романтика, и неважно, что они не имеют ни малейшего понятия о тюремной жизни и царящих там порядках. Им хочется верить в то, что «кто не был в тюрьме – тот любить не умеет», как поет в одной из песен бард Иван Кучин.
Многие родители попросту не обращают внимание на то, что их ребенок чересчур увлекся тюремным творчеством. Некоторые – даже, не особо задумываясь, поощряют: «Хорошие песни, душевные». Но в большинстве текстов блатных песен воровство и разбой представляются благородным занятием. Кроме того, именно в них культивируется константная ненависть к людям в погонах. Которые, кстати, не только обязаны защищать наши права, но и с которыми, как все знают, шутки плохи. Иными словами – это песни из другого мира с другими нормами поведения и понятиями, но которые проецируются на нашу с вами действительность.
Понятно, что от чумы и от тюрьмы зарекаться нельзя, но зачем же заранее внутренне настраивать себя на звуки жиганской гитары? Ведь часто подростки сами себя представляют на месте героев блатных песен. А, учитывая другие факторы влияния тюремной субкультуры (если можно применить этот термин), какую-то часть подростков может запросто подтолкнуть к решению – свернуть с правильного пути.
Пишите письма
К повсеместно распространенному творчеству блатных исполнителей добавляется и Интернет, на просторах которого можно встретить целые сайты и форумы, посвященные тюремной жизни. Некоторые особенно продвинутые бывшие сидельцы разъясняют молодежи тюремные понятия, рассказывают про будни, дают советы, типа «Как вести себя первоходке», «Как не оказаться в «обиженке» и так далее. При этом не стоит думать, что все эти информационные ресурсы несут в себе светлое педагогическое начало. Многие из подобных сайтов, может быть, не неся в себе изначально отрицательного заряда, вопреки желанию своего владельца или создателя, становятся самой настоящей пропагандой «жизни на зоне».
Как показывает статистика посещений и отзывов на некоторых из подобных ресурсов, «тюремная» тема интересует такое огромное количество людей, что становится даже немного страшно. Некоторые скажут, что это естественно, что тема наболевшая, ведь у нас в некоторый период советского времени чуть ли не полстраны сидело в лагерях. Однако подавляющее большинство интересующихся данной темой пользователей – это молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. То есть они целенаправленно ищут информацию в Интернете, хотя многие из них СССР не застали. Хотелось бы верить, что делают они это для того, чтобы постараться никогда не попасть за решетку, а не для того чтобы осознанно выбрать свой жизненный путь. Который когда-нибудь назовут «кривой дорожкой».